Осипов Алексей Ильич, биография |
14.10.2014 |
Родился 31-го марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.![]() По окончании в 1955-м году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях, начал занимался изучением богословия под руководством игумена Никона (Воробьева. +1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса. В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии. ![]() В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям. В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. – профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. – звание заслуженного профессора. Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности. В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. ![]() 1967 - 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005гг. - член редакционной коллегии сборника "Богословские труды". С 1973 по 1986 гг. - член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии. С 1976 по 2004 гг. - член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную Богословскую комиссию. С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС. В 1990-93 гг. главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии "Богословский Вестник". В 1991-99 годы - сопредседатель ежегодной Международной Конференции "Наука. Философия. Религия" в г. Дубне (Московская обл.). В 1994-95 года - член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви. В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии. В 1995 - 1997 годах на II - IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума. ![]() В 1995 г. определением Священного Синода был включен: 1) в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; 2) в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства"; 3) в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ. В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. - Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии "Вера и Церковное устройство" Всемирного Совета Церквей. Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др. Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом. Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению. ![]() Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей. Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах. Официальный сайт профессора Московской Духовной Академии и Семинарии Алексея Осипова: http://aosipov.ru А.Осипов: - У христиан всё должно быть освящено - и дома, и земли, и скотина, и их дела. Мы должны быть и сами освящаемыми и на всё спрашивать благословения Божиего: «Господи, благослови, да будет Твоя воля, и просим Тебя, чтобы во благо были эта подводная лодка и атомная электростанция». Если бы все эти электростанции, подводные лодки не были явлениями, необходимыми в нашей жизни, то тогда мы должны были бы действительно воспротивиться этому. Но они — необходимость нашей жизни. Вот когда нас будут приглашать освящать публичные дома, всякие притоны, места развлечений и диких концертов, на которых играют тяжёлый рок, где настоящий разгул сатанизма, — вот тогда вы будете правы в своём осуждении, тогда это будет дискредитация Церкви. Когда я молюсь за успех моей футбольной команды, чтобы она победила другую команду, за которую молится какой-нибудь батюшка, — это неверно. Или когда я, например, молюсь, чтобы мой боксёр уложил в нокаут другого, — что это? Молиться надо не о таких вещах. Святой Иоанн Златоуст осуждает все эти ристалища, спортивные состязания, ибо здесь рождаются ревность, тщеславие, гордыня, рождается злоба. А такие вещи, как атомная электростанция, подлодки, орудия и самолёты, — пожалуйста. Конечно, надо молиться, чтобы эта пушка никогда не стреляла, но если понадобится, пусть она становится на защиту Отечества. У нас найдется полное собрание лекций Алексея Ильича Осипова: Осипов Алексей Ильич. Полное собрание лекций ( 51 DVD ): Для удобства все лекции разделены на пять частей: (Общая продолжительность: более 470 часов) Часть 1 - Основное Богословие (17 DVD): 154 лекции Часть 2 - Апологетика (11 DVD): 114 лекций Часть 3 - Беседы, общественные лекции (14 DVD): 136 лекций Часть 4 - Западные исповедания (5 DVD): 30 лекций Часть 5 - Проблематика воспитания (4 DVD): 16 лекций |